Обучение детей с особыми потребностями в рамках инклюзивного образования в ДШИ

Презентация проекта – Обучение детей с особыми потребностями в рамках инклюзивного образования в ДШИ

Проект посвящен изучению и использованию возможностей ДШИ в обучении и творческом развитии детей с частичной или полной потерей зрения наравне с другими детьми.

Внимание к этой проблеме продиктовано наличием значительного количества художественно одаренной молодежи, относящейся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждающейся в качественном художественном образовании,  особенно на начальном этапе. А также непосредственной близостью ГБОУ г. Москвы общеобразовательная школа-интернат для слепых обучающихся №1 Департамента социальной защиты населения г. Москвы (ул. 3-я Мытищинская, д.3).

Несмотря на то, что в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные подходы к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями, педагогическая практика носит «точечный», интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с этой категорией учащихся и разработанная методика инклюзивной деятельности.

В настоящее время,   целью государственной политики является  обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Задача общества — формирование условий для их независимого проживания  в социуме, доступности для них физической и информационной среды, обеспечение их профессиональной занятости и полноценного индивидуального развития.

 Инклюзивное образование — процесс развития общего образования.  Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.

 Все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Это основная мысль инклюзивного образования. И, с точки зрения социального подхода к проблеме, инвалидность понимается не как ограниченная возможность, а как особая потребность.  

Дети-инвалиды часто творчески одарены. В детской школе искусств они наравне с другими детьми  могут проявить свои творческие способности,  получить профессиональное образование, которое позволит  им успешно определиться в жизни.

Система обучения в ДШИ может легко адаптироваться под потребности любого ребенка благодаря следующим факторам:

- творческий характер обучения основам искусств,

- сочетание в учебном процессе индивидуальных,  мелкогрупповых,  групповых форм обучения и коллективных концертно-творческих мероприятий. Такой  режим занятий способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика, обеспечивает специальные условия для всех.

 - тесная связь с родителями.

Содержание проекта:

— привлечение детей с ограниченными возможностями на отделения Детской школы искусств;

— создание образовательных методик, учитывающих особые образовательные потребности детей с нарушением зрения (познавательные возможности слепых, формирование образных представлений при работе над музыкальными произведениями);

— введение специальных курсов и предметов, способствующих освоению детьми-инвалидами образовательных  программ (нотная грамота в рельефно-точечной системе Брайля);

— использование инновационных средств и методов обучения для работы с детьми-инвалидами;

— привлечение специалистов для контроля и оценки динамики и результатов развития детей-инвалидов,

— накопление и обобщение педагогического опыта,  повышение методической квалификации преподавателей.

 Проект решает следующие проблемы:

— раннее распознавание и развитие  одаренности как компенсаторного  фактора у детей с ограниченными возможностями

— создание возможности для целенаправленного предпрофессионального образования и будущего профессионального определения

— содействие широкому участию детей-инвалидов в общественной, социальной, культурной жизни школы, района, города.

-- социальная адаптация учащихся школы: формирование терпимых, доброжелательных отношений учеников друг к другу,  развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки, разрушение  барьеров в общении  «обычных» детей и детей с особыми потребностями.

Специфика проекта – в широкой целевой аудитории – это дети и родители обеих категорий граждан.

 

Некоторые достижения учащихся школы из категории детей с особыми потребностями.

 

Лисиченко Даниил – победитель Олимпиады по теоретическим дисциплинам МГИМ им. А.Шнитке, лауреат и дипломант городских конкурсов (композиция, синтезатор, студия компьютерной музыки, фортепиано).

 

Саломатина Мария – стипендиат Правительства Москвы одаренным детям, дипломант Фонда «Новые имена Москвы», лауреат городских выставок, студентка Текстильного университета им. А.Н.Косыгина.

 

Тришкин Александр - выпускник класса композиции, лауреат городских конкурсов по композиции, студент Музыкального училища при Московской консерватории.

 

Николаев Евгений – (11 лет, 4 класс,  преп. Жаркова Л.А.) – Лауреат II премии в общей номинации «Фортепиано» XI Международного конкурса-фестиваля детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа» (март 2014), Лауреат  XIII Открытого фестиваля им. Эдварда Грига  (март 2014), участник  концерта в Венгерском культурном центре ( май 2014),  дипломант Первого городского фестиваля-концерта «Горячее сердце» детей с ограниченными физическими возможностями – учащихся детских музыкальных школ и школ искусств г. Москвы» (декабрь 2013), 

 

В настоящее время в школе обучается 14 детей с нарушениями зрения. Помимо них, на разных отделениях  школы  обучается еще 17 детей-инвалидов.  

 

Преподаватели, участвующие в реализации этого проекта:Федоровская Л.И., Жаркова Л.А., Свиклинь В.А., Пилипенко В.Н., Кокжаев А.М., Пискарева Л.Ф., Банковский И.В. (инструментальные отделения), Соколова Г.В., Перехрест Т.А. (теоретические дисциплины), Подольская Г.М.(коллективное музицирование), Минакова В.А., Федорова В.Л. (отделение изобразительного искусства).

Преподавателями школы накоплен бесценный опыт работы с этой категорией учеников, который обобщается  и систематизируется в ходе проекта.

Описание: http://svetlanov.arts.mos.ru/bitrix/images/1.gifВ связи с увеличением контингента учащихся с ограниченными возможностями,  в школе регулярно проводятся методические сообщения  и открытые уроки преподавателей, работающих со слабовидящими детьми (Федоровская Л.И., Свиклинь В.А., Жаркова Л.А., Пискарева Л.Ф.,  Соколова Г.В., Перехрест Т.А.). Был проведен  концерт-встреча с учащимися школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих детей и преподавателями  Т.Л.Шустовой и С.А.Санаторовым (февраль  2014). В этом учебном году инструментальные отделения и отделение ИЗО  успешно окончили 3 выпускника из этой категории учащихся: Павлова К., Цветков К., Григорьева А. Лисиченко Д. – класс РПО.

В 2013-14 году в рамках инклюзивного образования для учащихся с нарушениями зрения был введен спецкурс «Нотная грамота по Брайлю» (преп. Коршункова В.Н.). В сотрудничестве с Лабораторией средств и методов обучения детей с нарушениями зрения Института коррекционной педагогики РАН разработан план совершенствования условий обучения в нашей школе детей с особыми потребностями. Запланировано издание сборника методических работ преподавателей школы, работающих со слабовидящими детьми (Федоровская Л.И., Свиклинь В.А., Жаркова Л.А., Пискарева Л.Ф.,  Соколова Г.В., Перехрест Т.А.)

Преп. Александрова Е.В., Соколова Г.В., Жаркова Л.А., Федоровская Л.И., Пискарева Л.Ф., Перехрест Т.А., Свиклинь В.А.  участвовали во Всероссийском круглом столе  «Актуальные вопросы обучения искусству детей с особыми образовательными потребностями» (АПРИКТ, февраль 2014).

В 2013-14  учебном году школа принимала участие в Конкурсе творческих проектов  среди ДШИ г. Москвы. Социально-ориентированный проект «Свет мой, музыка», посвященный инклюзивному образованию детей с особыми потребностями (рук. Е.В.Александрова),   удостоен  Гранта Департамента культуры г. Москвы и  участвовал в  Городской Биеннале ДШИ в рамках Фестиваля образования для детей «СТАРТ АП» в Центральном Доме Художника (апрель  2014).

фото Николаев 1.JPG

фото Наместникова 3.JPG